Понтий Пилат в истории и евангелиях

Игорь Лощинин
Понтий Пилат ( родился около 12 года до н. э., умер после 37 года) — римский префект Иудеи c 26 по 36 год, из всаднического сословия. Корнелий Тацит называет его прокуратором Иудеи, Иосиф Флавий — правителем (игемоном) и наместником, однако, найденная в 1961 году в Кесарии надпись, датируемая периодом правления Пилата, показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с 6 по 41 год, был в должности префекта.
Имя Понтия Пилата — одно из трёх (помимо имён Иисуса и Марии), упоминающееся в христианском Символе веры: «И во единого Господа Иисуса Христа, …распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого». По распространённому богословскому толкованию, слова «при Понтии Пилате» — указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории.

   Источники описывают Пилата как жестокого, черствого и сурового человека: это был надменный римлянин;имперец, не считавшийся с чувствами своих подданных.
Пилат был известен современникам своей крайней безнравственностью, полным неуважением к закону и традициям иудеев и плохо скрываемым презрением к иудейскому народу в целом.
   Вопреки, или, может быть, благодаря, своей холодной и последовательной жестокости к иудеям Понтий Пилат продержался на должности наместника Иудеи дольше всех остальных. Самая главная задача наместника заключалась в том, чтобы обеспечить бесперебойный поток податей в Рим. Но чтобы выполнить ее, наместнику приходилось поддерживать рабочие, пусть и хрупкие, отношения с первосвященником: римский чиновник распоряжался гражданскими и экономическими делами Иудеи, в то время как священнослужитель заведовал иудейским культом. Слабость связи между двумя ведомствами приводила к тому, что ни римский наместник, ни иудейский первосвященник не оставались на своих постах подолгу, особенно в первые десятилетия после смерти Ирода. Пять наместников до Пилата продержались всего по паре лет каждый, единственным исключением был его непосредственный предшественник Валерий Грат. Но если Грат, будучи наместником, назначил и сместил в общей сложности пять первосвященников, Пилату во время его десятилетней службы пришлось соперничать только с одним – с Иосифом Каиафой.

   Правление Пилата ознаменовалось массовым насилием и казнями. Во время своего пребывания в должности наместника он очень охотно – и безо всякого суда – ОПРАВЛЯЛ ТЫСЯЧИ ИУДЕЕВ НА КАЗНЬ.
Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. Иосиф Флавий и современник Пилата философ Филон Александрийский характеризуют его как жестокого и продажного самодура, виновного в многочисленных казнях, совершённых безо всякого суда. Иудейский царь Агриппа I в письме императору Калигуле также перечисляет многочисленные преступления Пилата: «подкуп, насилия, разбойничество, дурное обращение, оскорбления, непрерывные казни без вынесения судебного приговора и его бесконечная и невыносимая жестокость»

    Птифис Жан-Кристиан,французский историк, отличающийся «новым взглядом» на исторических личностей,считает, что Иосиф Флавий и  особенно Филон Александрийский преувеличивали, рисуя портрет Пилата. У них это грубый, полный презрения, жестокий человек, известный своими злоупотреблениями, беспричинными тяжкими оскорблениями, хищениями и массовыми казнями; человек, который ненавидел находившихся под его управлением евреев и сознательно нарушал их религиозные обычаи. Современные историки смягчают этот приговор и не делают из Пилата ненавистного народу тирана. Пилат был суровым администратором, усердным слугой императора, строго следовал полученным указаниям, не поддавался влиянию чувств; он, несомненно, верил, что для поддержания порядка несколько показательных казней полезнее, чем старания убедить народ.
   Пилат старался продумывать свои провокации, но продумывал их плохо! Он недооценивал культуру и чувствительность евреев и потому совершил другие неуклюжие поступки.  Показателен случай с  решением Пилата построить акведук длиной 25 км,о котором упоминает Флавий.Это намерение достойно похвалы, но, чтобы финансировать это строительство, он взял деньги из священной казны Храма,которой управляли служители, избранные из числа священников.  Наполняли казну с помощью налога; собранные средства расходовались на культовые потребности, а также на социальные нужды и на некоторые работы по благоустройству города. Разумеется, римский оккупант не мог распоряжаться этими деньгами, потому его поступок и возмутил евреев. Даже могущественный Помпей, прибыв в Палестину, не посмел коснуться этой казны.  Иудеи бурно протестовали. Когда Пилат приехал в Иерусалим, они окружили судейское место, которое он велел устроить для себя на дворцовой площади, ругали римского наместника и плевали в него. Пилат предвидел эту реакцию. Он велел своим солдатам одеться в гражданскую одежду и вооружил их дубинами, а потом подал им с высоты своего помоста условный сигнал. Солдаты окружили демонстрантов и врезались в их толпу. Они толкали протестующих, топтали их ногами и били так, что среди евреев были убитые и раненые. Толпа разбежалась в ужасе и отчаянии…   
...Однако негативные характеристики  Пилата современниками  никак не противоречат тому, что Пилат(по евангелиям) считал Иисуса невиновным. А даже наоборот дополняют его мнение о невиновности Иисуса, раз после данного суда, у Пилата сложились прекрасные отношения с иерусалимским священством, просьбу которого он "по-дружески" исполнил."

  Свою последнюю ошибку Пилат совершил в 36 г., через три года после смерти Иисуса, и  она стала роковой для префекта. Кто-то (вероятно, Каиафа) сообщил ему, что некий пророк, самаритянин, предложил своему народу собраться у подножия горы Гаризим и подняться на эту святую гору, а там обещал показать толпе священные сосуды, которые якобы спрятал на горе Моисей. Самаритяне ждали от Бога знака. Префект, твердо решивший уничтожать в зародыше любые мессианские волнения, приказал казнить пророка и его главных сторонников.  В данном случае его жертвами оказались сотни невинных самаритян.
Депутация самаритян пожаловалась на него тогдашнему сирийскому наместнику Вителлию, который  приказал Пилату приказал ехать в Рим оправдаться перед императором. Таким образом, Пилат после десятилетнего правления должен был с позором покинуть Иудею в конце 36 или в начале 37" (Флавий.Иудейские древности 18,4, 2).

   У Х.Коэна Пилат-фигура отрицательная ,но он и его действия полностью соответствуют личности и политике императора и Пилат неукоснительно проводит в жизнь политику самого Тиберия.
«Грубый и безжалостный император представлен в Иудее не менее грубым и безжалостным прокуратором. Оба отличались "надругательствами над народом" и "постоянными и самыми ужасными зверствами". Отвращение императора к еврейскому культу и его приверженцам было вполне разделяемо Пилатом. Если существовал когда-либо безгранично преданный своему господину слуга, соблюдавший в точности полученные от него предписания, то таким слугой императору Тиверию был прокуратор Иудеи Понтий Пилат, и разврат, насилия и убийства невинных людей, в которых Пилат якобы был виновен, вполне соответствовали духу, поведению и приемам его повелителя.
   У Понтия Пилата была, очевидно,  цель проучить этот строптивый народ и наглядно показать ему:то, что было приемлемым и само собой разумеющимся для других народов, подвластных Риму, должно стать приемлемым и само собой разумеющимся и для евреев. Имеют же и другие народы свой культ, не менее обязательный для них, чем еврейский для евреев. Никаких поблажек!Они должны знать, кто является их полновластным повелителем, воле которого им следует в их же интересах подчиниться.
Не исключена также и возможность взаимовлияния: чем более выказывалась свирепость прокуратора, тем мятежнее ста- новились евреи. И наоборот: чем упрямее сопротивлялись евреи, тем более жестоким становится прокуратор.
 Ко времени евангельского повествования Понтий Пилат находился в Иудее уже пять лет — достаточно долго для ознакомления с обстановкой, и все дурные свойства его характера получили за это время возможность полностью проявиться."

   Кем же все-таки был исторический Понтий Пилат?
Несомненно, это был суровый человек, даже жестокий, что было допустимо в ту эпоху; человек, проникнутый сознанием могущества и величия императора, чьим представителем он был; человек, который презирал и ненавидел евреев ; человек с негибкой психикой, который был сильным со слабыми и слабым с сильными.
   Портрет исторического Пилата плохо соответствует его образу в синоптических Евангелиях, где римский префект в затруднительном положении ведет себя уклончиво с иерусалимскими иерархами, несомненно сочувствует Иисусу и пытается спасти его от смертного приговора. Этот грозный наместник, который представляет здесь императорскую власть и для которого эта казнь не первая, ведет себя как нерешительный мелкий чиновник, боится приговорить невиновного,нов итоге приговаривает , находится под влиянием снов своей жены и  трусит. ..

  Интересна эволюция взглядов христиан на личность Пилата. С самого начала, когда еще была свежа память о тех событиях, они возлагали всю вину за распятие Христа только на римского прокуратора. Ненависть к убийце Иисуса породила апокрифы, повествовавшие о его жуткой участи . Разумеется, все эти апокрифы не имеют ничего общего с действительностью,но они лишь подтверждают тот факт, что первые христиане испытывали крайнюю неприязнь к Пилату, считая его главным виновником казни Христа.
Но со временем, когда христианская вера утвердилась среди широких слоёв населения Римской империи и когда руководители христианских общин стали искать путей к примирению с римскими властями,  первоначальная враждебность христианства к Понтию Пилату постепенно исчезает, и «раскаявшийся» и «обратившийся к христианству» Пилат становится героем ряда новозаветных апокрифов, а Эфиопская православная церковь даже канонизировала жену Пилата Прокулу .
Коптская и эфиопские церкви причислили Понтия Пилата и его жену к лику святых.